Активный и пассивный залог в английском языке: значение и способы образования

Если вас заинтересовала эта тема, то вы, наверняка, уже знакомы с обширной системой английских времен. В этом языке насчитывается 12 временных аспектов, каждый из которых выражает определенные обстоятельства совершения действий. В свою очередь с аспектами времени связано такое грамматическое понятие, как активный и пассивный залог в английском языке. Сегодня мы выясним, в чем заключается принципиальное отличие этих категорий, какими способами они образуются и можно ли их применять взаимозаменяемо.

Залог как грамматическая категория

Залог глагола в английском языке призван выражать отношение между субъектом, объектом и производимыми действиями.

Чаще всего речевые конструкции несут информацию о том, что конкретное лицо производит действия над объектом.

  • Oleg is repairing my car now – Олег чинит мою машину.

В таком случае, действующее лицо выражено подлежащим, а объект действий – дополнением. Это типичная комбинация активного залога (active voice), т.к. акцент выставлен на исполнителе.

Но иногда встречаются ситуации, в которых объект играет главную роль, а действующее лицо находится на втором плане или вовсе не указывается. При этом дополнение фактически принимает на себя функции подлежащего.

  • My car is being repaired now – Мою машину сейчас чинят.

Такая конструкция – яркий пример пассивного залога (passive voice), т.к. в центре внимания объект, который не сам производит действия, а подвергается чужому влиянию. Обратите внимание на то, как изменяется поведение английского глагола в зависимости от используемого залога. В следующих разделах мы подробно остановимся на этом вопросе и разберем грамматические моменты образования глагольных форм английского языка, а также выясним, бывают ли ситуации, которые могут быть выражены только одним определенным залогом.

Активный и пассивный залог в английском языке

Активный и пассивный залог в английском языке – сравнительные таблицы и примеры

Чтобы понять значение активного и пассивного залога, а также уяснить разницу между ними, составим две таблицы с формулами построения и примерами.

Образование действительного залога

Если вы проработали всю систему времен английского языка, то вам уже очень хорошо знаком активный залог. К нему относятся предложения любого аспекта, при условии, что в них главное лицо самостоятельно выполняет действия. Иными словами, используется стандартная структура: подлежащее (субъект, производящий действия) + сказуемое (активная форма глагола) + дополнение (объект, на который направлено действие).

Вспомним, как образуется активный залог, и приведем примеры предложений. Для удобства, разделим табличный материал на три группы времен.

Active voice (Действительный залог)
Аспект Утверждение Отрицание Вопрос
Present tenses (Настоящие времена)
Simple инфинитив

(для 3 лица

инф. + s (-es)

My friend writes fairy tales for children.

Мой друг пишет сказки для детей.

They write tests every Friday.

Они пишут тесты каждую пятницу.

don’t / doesn’t + инф.

My friend doesn’t write fairy tales for children.

Мой друг не пишет сказки для детей.

They don’t write tests every Friday.

Они не пишут тесты каждую пятницу.

Do / does + инф. ?

Does your friend write fairy tales for children?

Твой друг пишет сказки для детей?

Do they write tests every Friday?

Они пишут тесты каждую пятницу?

Continuous am/are/is + прич. I

(-ing форма)

Now I am cooking pancakes.

Сейчас я готовлю блины.

We are doing a school newspaper now.

Мы занимаемся школьной газетой.

am/are/is + not + прич. I

(-ing форма)

Now I am not cooking pancakes.

Сейчас я не готовлю блины.

We are not (aren’t) doing a school newspaper now.

Мы не занимаемся школьной газетой.

am/are/is + прич. I

(-ing форма )?

Are you cooking pancakes now?

Ты сейчас готовишь блины?

Are we doing a school newspaper now?

Вы делаете сейчас школьную газету?

Perfect has/have + прич. II

(past participle)

She has already solved this problem.

Она уже решила эту проблему.

You have already cleaned these rooms.

Ты уже убрал эти комнаты.

has/have + not + прич. II

(past participle)

She has not (hasn’t) solved this problem yet.

Она еще не решила эту проблему.

You have not (haven’t) cleaned these rooms yet.

Ты еще не убрал эти комнаты.

has/have + прич. II

(past participle)?

Has she solved this problem already?

Она уже решила эту проблему?

Have you cleaned these rooms already?

Ты уже убрал эти комнаты?

Perfect Continuous has/have + been + прич. I (-ing форма)

I have been writing my homework for half an hour.

Я пишу свою домашнюю работу уже полчаса.

She has been waiting for me for ten minutes.

Она прождала меня 10 минут.

has/have + not + been + прич. I (-ing форма)

I haven’t been writing my homework for half an hour.

Я не пишу мою домашнюю работу полчаса.

She hasn’t been waiting for me for ten minutes.

Она не ждала меня 10 минут.

has/have + been + прич. I (-ing форма)?

Have you been writing your homework for half an hour?

Ты пишешь свою домашнюю работу уже полчаса?

Has she been waiting for you for ten minutes?
Она прождала тебя 10 минут?

Past Tenses (Прошедшие времена)
Simple инф. + —ed или

вторая форма непр. гл.

My friend wrote fairy tales for children.

Мой друг писал сказки для детей.

They wrote tests every Friday.

Они писали тесты каждую пятницу.

didn’t + инф.

My friend didn’t write fairy tales for children.

Мой друг не писал сказки для детей.

They didn’t write tests every Friday.

Они не писали тесты каждую пятницу.

Did + инф. ?

Did your friend write fairy tales for children?

Твой друг писал сказки для детей?

Did they write tests every Friday?

Они писали тесты каждую пятницу?

Continuous was/were + прич. I

(-ing форма)

At 8 a.m. I was cooking pancakes.

В 8 утра я готовила блины.

We were doing a school newspaper at 4 p.m.

В 4 часа мы делали школьную газету.

was/were + not + прич. I

(-ing форма)

At 8 a.m. I was not (wasn’t) cooking pancakes.

В 8 утра я не готовила блины.

We were not (weren’t) doing a school newspaper at 4 p.m.

В 4 часа мы не делали школьную газету.

was/were + прич. I

(-ing форма)?

Were you cooking pancakes at 8 p.m.?

Ты готовила блины в 8 утра?

Were you doing a school newspaper at 4 p.m.?

Вы делали школьную газету в 4 часа?

Perfect had+ прич. II

(past participle)

By the time she had solved this problem.

К тому времени она решила эту проблему.

had+ not + прич. II

(past participle)

By the time she had not (hadn’t) solved this problem yet.

К тому времени она еще не решила эту проблему.

had+ прич. II

(past participle)?

Had she solved this problem by the time?

Она решила проблему к тому времени?

Perfect Continuous had + been + прич. I

(-ing форма)

I had been writing my homework since 5 o’clock.

Я писал свою домашнюю работу c 5 часов.

had + not + been + прич. I

(-ing форма)

I hadn’t been writing my homework since 5 o’clock.

Я не писал свою домашнюю работу с 5 часов.

had + been + прич. I

(-ing форма)?

Had you been writing your homework since 5 o’clock?

Ты писал свою домашнюю работу с 5 часов?

Future Tenses (Будущие времена)
Simple will + инф.

My friend will write fairy tales for children.

Мой друг будет писать сказки для детей.

 

will + not + инф.

My friend will not (won’t) write fairy tales for children.

Мой друг не будет писать сказки для детей.

 

will + инф.

Will your friend write fairy tales for children?

Будет твой друг писать сказки для детей?

Continuous will + be + прич. I

(-ing форма)

I will be cooking pancakes at this time.

Я буду готовить блины в это время.

will + not + be + прич. I

(-ing форма)

I won’t be cooking pancakes at this time.

Я не буду готовить блины в это время.

will + be + прич. I

(-ing форма)

Will you be cooking pancakes at this time?

Ты будешь готовить блины в это время?

Perfect will + have + прич. II

(past participle)

She will have solved this problem by 7 o’clock tomorrow.

Она решит эту проблему завтра к 7 часам.

will + not + have + прич. II

(past participle)

She won’t have solved this problem by 7 o’clock tomorrow.

Она не решит эту проблему завтра к 7 часам.

will + have + прич. II

(past participle)?

Will she have solved this problem by 7 o’clock tomorrow?

Она решит эту проблему завтра к 7 часам?

Perfect Continuous will + have + been + прич. I (-ing форма)

I will have been writing my homework from 5 to 6 o’clock.

Я буду писать свою домашнюю работу с 5 до 6 часов.

will + not + have + been + прич. I (-ing форма)

I won’t have been writing my homework from 5 till 6 o’clock.

Я не буду писать свою домашнюю работу с 5 до 6 часов.

will + have + been + прич. I (-ing форма)

Will you have been writing your homework from 5 till 6 o’clock?

Ты будешь писать свою домашнюю работу с 5 до 6 часов?

Как видно из таблицы, при образовании активного сказуемого, изменениям подвергаются и вспомогательные слова, и глаголы действия.

Действительный залог употребляется значительно чаще, чем страдательный, и в отличие от последнего, используется со всеми типами глаголов.

Образование пассивного залога

После того, как вы освоили все активные формы, можно переходить к изучению пассивного залога и его речевых конструкций на английском языке.

Страдательный тип сказуемых встречается не часто, но в некоторых ситуациях его использование необходимо. Passive voice применяют в ситуациях, когда:

  • Неизвестен исполнитель;
  • Некорректно называть виновника событий;
  • Важен результат действий, а не их исполнитель;

По смысловому построению активный и пассивный залог в английском языке диаметрально противоположны. Предложения в страдательном залоге основаны на такой схеме: подлежащее (объект чьих-то действий) + сказуемое (глагол в пассиве) + дополнение с предлогом (исполнитель действий или средство труда).

Рассмотрим, как образуются утвердительные, отрицательные и вопросительные предложения в пассивном залоге. Понять общие формулы и рассмотреть примеры passive voice нам поможет грамматическая таблица. Для сравнения в ней представлены те же предложения, что и в действительном залоге.

Passive voice (Страдательный залог)
Аспект Утверждение Отрицание Вопрос
Present
Simple am/are/is + прич. II

(past participle)

This fairy tale is written by my friend.

Эта сказка написана моим другом.

These tests are written by us every Friday.

Эти тесты пишутся нами каждую пятницу.

am/are/is + not +

прич. II

(past participle)

This fairy tale isn’t written.

Эта сказка не написана.

These tests aren’t written by us every Friday.

Эти тесты не пишутся нами каждую пятницу.

am/are/is + прич. II

(past participle)?

Is this fairy tale written by your friend?

Эта сказка написана твоим другом?

Are these tests written every Friday?

Эти тесты пишут каждую пятницу?

Continuous am/are/is + being + прич. II

(past participle)

Pancakes are being cooked now.

Блины сейчас готовятся.

The school newspaper is being done now.

Школьная газета сейчас делается.

am/are/is + not +

being + прич. II

(past participle)

Pancakes aren’t being cooked now.

Блины сейчас не готовятся.

The school newspaper isn’t being done now.

Школьная газета сейчас не делается.

am/are/is + being + прич. II

(past participle)?

Are pancakes being cooked now?

Блины сейчас готовятся?

Is the school newspaper being done now?

Школьная газета сейчас делается?

Perfect have/has + been + прич. II

(past participle)

The problem has been already solved.

Эта проблема уже решена.

The rooms have been cleaned.

Комнаты убраны.

have/has + not + been + прич. II

(past participle)

The problem hasn’t been solved yet.

Эта проблема еще не решена.

The rooms haven’t been cleaned yet.

Комнаты еще не убраны.

have/has + been + прич. II

(past participle)?

Has the problem been solved?

Эта проблема решена?

Have the rooms been cleaned already?

Комнаты уже убраны?

Past
Simple was/were + прич. II

(past participle)

This fairy tale was written by my friend.

Эта сказка была написана моим другом.

These tests were written by us every Friday.

Эти тесты писались нами каждую пятницу.

was/were + not +

прич. II

(past participle)

This fairy tale wasn’t written by my friend.

Эта сказка не была написана моим другом.

These tests weren’t written every Friday.

Эти тесты не писались каждую пятницу.

was/were + прич. II

(past participle)?

Was this fairy tale written by your friend?

Эта сказка была написана твоим другом?

Were these tests written every Friday?

Эти тесты писались каждую пятницу?

Continuous was/were + being + прич. II

(past participle)

Pancakes were being cooked.

Блины готовились.

The school newspaper was being done at that moment.

Школьная газета как раз делалась в тот момент.

was/were + not +

being + прич. II

(past participle)

Pancakes weren’t being cooked at that moment.

В тот момент блины не готовились.

The school newspaper wasn’t being done at that moment.

Школьная газета в тот момент не делалась.

was/were + being + прич. II

(past participle)?

Were the pancakes being cooked at that moment?

Блины в тот момент готовились?

Was the school newspaper being done at that moment?

В тот момент делали школьную газету?

Perfect had + been + прич. II

(past participle)

The problem had been solved by that time.

К тому времени проблема была решена.

had + not +

been + прич. II

(past participle)

The problem hadn’t been solved by that time.

К тому времени проблема была решена.

had + been + прич. II

(past participle)?

Had the problem been solved?

Проблема была решена?

Future
Simple will + be + прич. II

(past participle)

This fairytale will be written by my friend.

Эта сказка будет написана моим другом.

will + be + прич. II

(past participle)

This fairytale won’t be written by my friend.

Эта сказка не будет написана моим другом.

will + be + прич. II

(past participle)?

Will this fairytale be written by your friend?

Эта сказка будет написана моим другом?

Perfect will + have + been + прич. II

(past participle)

The problem will have been solved.

Проблема будет решена.

will + not + have +

been + прич. II

(past participle)

The problem won’t have been solved.

Проблема не будет решена.

will + have + been + прич. II

(past participle)?

Will the problem have been solved?

Проблема будет решена?

Времена страдательного залога образуются путем изменения формы вспомогательного to be,нисколько не затрагивая глагол действия.

Заметим, что не все глаголы употребляются в страдательном залоге в английском языке: пассивные сказуемые образуются только переходными глаголами, т.е. глаголами, требующими дополнения. Кроме того, страдательный залог не применяется в аспектах perfect continuous и не имеет конструкций простого континиуса будущего времени. Таким образом, ему доступно всего 8 временных аспектов.

Прежде чем проработать активный и страдательный залоги на практике, рекомендуем распечатать табличный материал и повторить все способы образования. Продолжайте совершенствовать свой английский и добиваться успехов!

Другие статьи по теме

Похожие и рекомендованные статьи